Судостроители не успели за рыбаками
В рамках первого этапа квот под инвестиции верфи передали рыбакам 46 рыболовных и краболовных судов — менее половины запланированного количества. Программа строительства выполнена на 42%, заявил первый зампред профильного комитета СФ Игорь Зубарев
Первый этап — еще не на середине Ход строительства судов под инвестиционные квоты обсуждался на совещании, которое 9 декабря провел первый зампред комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев. На первом этапе программы планировалось построить 107 судов — 65 рыбопромысловых и 42 краболовных. Однако пока заказчики получили только 46 судов — 25 рыболовных и 21 краболов. По словам начальника отдела стратегического планирования и управления департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Артема Огиенко, в 2025 г. верфи завершили строительство 12 судов — 3 рыболовных и 9 краболовных. «До конца года видим еще ряд судов, которые могут быть сданы, порядка 6 судов, но у некоторых срок сдачи находится на границе 2025–2026 годов. Сейчас верфи в диалоге с инвесторами, ищут пути, возможности закрыть эти контракты в текущем году», — рассказал представитель министерства. В рамках первого этапа продолжается строительство 44 судов — 31 рыболовного и 13 краболовных. При этом, по информации Росрыболовства, 21 договор был расторгнут, а еще 3 находятся в стадии расторжения. «Если не учитывать полностью выполненный раздел по строительству рыбоперерабатывающих заводов, программа строительства судов выполнена на 42%. Идет исполнение еще 38% запланированных объектов и 20% — это проблемные объекты», — подвел промежуточные результаты первого этапа Игорь Зубарев. Начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич напомнил, что к 2025 г. первый этап по большому счету планировалось завершить. «Изначально было 5 лет плюс 1 резервный год, то есть максимум 6 лет, — уточнил он прогнозировавшиеся сроки. — Но имеем примерно половину построенных пароходов, что не совсем соответствовало целям и задачам программы инвестиционных квот по части судостроения». Второй этап квот под инвестиции , в рамках которого планируется построить 26 краболовных, 4 рыбопромысловых и 4 рефрижераторных судна, пока обходится без расторжений договоров. «В настоящее время в рамках второго этапа завершено строительство 2 судов-краболовов и 5 рыбоперерабатывающих заводов (4 больших и 1 малой мощности). Мы вышли на 13% исполнения программы второго этапа», — отметил Игорь Зубарев. Минпромторг до конца 2025 г. намерен довести до верфей 5,5 млрд рублей для достройки 10 судов, доложил Артем Огиенко. Аналогичное решение принято и в отношении субсидий для дальневосточных верфей, где строятся краболовные суда. Объем финансирования составит 1,36 млрд рублей для достройки двух краболовов на Находкинском судоремонтном заводе и еще двух — на Восточной верфи. Кроме того, департамент ведет работу над обновлением редакции постановления правительства о подтверждении российского происхождения продукции — в части судостроения. «Обязательных требований мы на текущий момент не вводим. Наоборот мы расширяем линейку того оборудования, которым верфи смогут набирать общие баллы, которые требуются для подтверждения локализации судна», — уточнил представитель Минпромторга. Сроки всё длиннее Переносы графиков сдачи флота сопровождали программу инвестквот с самого начала. По информации Росрыболовства, сроки ввода в эксплуатацию строящихся судов многократно менялись: по 16 объектам — более двух раз, а в пяти случаях такие переносы происходили пять раз. Весной правительство вновь продлило предельный срок строительства рыболовных судов — с 8 до 12 лет. Как сообщает корреспондент Fishnews, теперь отсрочку готовят и для краболовов. «В связи с невыполнением верфями взятых на себя обязательств, прорабатывается вопрос увеличения до 8 лет по судам-краболовам первого этапа и до 7 лет по второму этапу», — рассказала замдиректора департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза Ольга Доброчеева. По оценке Росрыболовства, этих мер может быть недостаточно, поскольку некоторые верфи явно не успеют завершить достройку краболовов, даже получив дополнительный год. «Мы неоднократно будем возвращаться к тематике, что опять стоит на повестке дня продление сроков строительства судов-краболовов, — предупредил Андрей Михалевич и предложил, как вариант, увеличить запас времени до двух лет. — Думаю, что здесь нужно и второй этап продлевать на разумные сроки». Выступающие в качестве инвесторов рыбаки питают еще меньше иллюзий по поводу темпов работы корабелов. Представитель Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Николай Назаренко, напомнив об опыте строительства серии из 5 краболовных судов на заводе «Красное Сормово», попросил рассмотреть вопрос о продлении сроков реализации проектов для краболовов как минимум до 10 лет. «Сроки нужно переносить», — согласился Игорь Зубарев и предложил Минпромторгу, Минсельхозу и Росрыболовству совместно с ОСК и верфями еще раз попробовать определить предельные даты завершения всех проектов первого и второго этапа. «Давайте установим окончательный срок, к которому мы могли бы двигаться, и подготовим под это нормативную базу», — отметил сенатор. В свете поручения президента о подготовке плана обновления рыбопромыслового флота ответственным ведомствам стоило бы учесть материалы парламентского контроля, чтобы этот план отражал реальные сроки строительства, выразил мнение президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Аналогичная рекомендация ВАРПЭ относится и к выработке позиции в отношении законопроекта, предусматривающего запрет захода в морские порты РФ с 2030 г. судов, чей возраст превышает 40 лет. Окупаемость за горизонтом Удлинившиеся сроки реализации судостроительных контрактов ставят под вопрос перспективы окупаемости новых судов. У рыбодобывающих компаний, чей процесс обновления флота вместо 6 лет растянулся уже на 12 лет, экономика становится отрицательной, констатировал Андрей Михалевич. По его словам, на некоторые доли инвестквот, высвободившиеся после расторжения договоров как в Северном, так и в Дальневосточном бассейнах, новых желающих до сих пор не нашлось. Причины — невозможность вклиниться в стапельное расписание верфей и слишком долгая окупаемость, выходящая далеко за рамки действующего 15-летнего срока. Определенные надежды в этом плане регулятор связывает с законопроектом, предусматривающим продление срока действия договоров о закреплении инвестквот с 15 до 20 лет. По словам Игоря Зубарева, в ближайшее время проект должен быть внесен в Госдуму. «Мнение сенаторов поддержать этот закон, как я считаю, абсолютно обоснованное, поскольку мы видим, что сроки строительства судов резко ушли вправо», — добавил первый зампред профильного комитета. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) настроены менее оптимистично. По оценке одного из крупнейших кредиторов рыбной отрасли Сбербанка, срок чистой окупаемости для краболовов первого этапа составляет 24 года, второго этапа — 22 года, привел расчеты президент АСРФ Алексей Осинцев. Для рыбопромысловых судов окупаемость прогнозируется только через 23 года. Ремонт вне графиков Гарантийное обслуживание уже введенных в эксплуатацию судов может обернуться не меньшей проблемой, чем их достройка. Советник по правовым вопросам РК «Вирма» Марат Исхаков рассказал о непростой ситуации с ярусоловом «Гандвик-1», который рыбаки приняли у «Северной верфи» в апреле 2024 г. с заранее оговоренными условиями постановки судна в док спустя год. «Исходя из подписанного с заводом соглашения об устранении недостатков и выполнении гарантийных обязательств, был сверстан промысловый график. В соответствии со стапельным расписанием мы должны были 8 августа встать на завод и 30 октября уйти на промысел. Но до настоящего время судно находится на заводе», — обратил внимание на несоблюдение сроков ремонтных работ представитель компании. При этом у всех инвесторов есть обязательства по договору с Росрыболовством по освоению новым судном определенного объема квоты и выпуску продукции, напомнил председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский. «Возможно, пришло время уже анализировать и расписание больших гарантийных ремонтных работ по судам первого этапа, — обратился он к участникам совещания. — Для того чтобы нам потом не пришлось эту работу переносить на Росрыболовство и рассматривать какие-то санкции в отношении рыбаков по таким прецедентам». «Квота дается конкретно на год, — подтвердил Игорь Зубарев. — И если гарантийное обслуживание судна выполнили не в срок и затянули, рыбопромышленник, во-первых, рискует лишиться этой квоты, и во-вторых, недополучает конкретную прибыль». Сенатор предложил подумать над целесообразностью разработки нормативных актов, в соответствии с которыми верфи брали бы на себя обязательства по гарантийному обслуживанию судов с четкими временными рамками. Читайте также: Работу верфей по рыбопромысловому флоту предлагают взять под допконтроль Больше новостей читайте в телеграм-канале Fishnews. Fishnews


Добавить комментарий