Андрей Фёдоров (Директор «Фишеринг Сервис»)Новая генерация тралов — 2025
С течением времени растут общероссийские уловы, меняется ситуация на промысле и, как следствие, меняются запросы рыбаков к орудиям лова. Производителям промвооружения необходимо держать руку на пульсе и оперативно реагировать на новые вызовы. Компания «Фишеринг Сервис» третий год использует искусственный интеллект (ИИ) для совершенствования своих тралов линейки «Атлантика» — тралов, которые работают во всех океанах планеты. О последних тенденциях на промысле, об обучении профильных специалистов плавсостава и о месте ИИ в будущем рыболовства корреспонденту Fishnews рассказал директор «Фишеринг Сервис» Андрей Фёдоров.
— Андрей Николаевич, какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке промыслового вооружения? Какие модели «Атлантики» в настоящее время наиболее востребованы? — Если говорить о нашем главном по объемам вылова бассейне — Дальневосточном, то самой массовой по количеству заказов моделью стала «Атлантика-2200». Число 2200 означает периметр трала в метрах. Примечательно, что еще три-пять лет назад эту модель на Дальнем Востоке практически не использовали. — Почему же «Атлантика-2200» стала востребованной на промысле? — Со временем рыба меняет свое поведение. Это результат отбора, который происходит во всех районах Мирового океана с большим промысловым прессингом на популяции: и в Северной Атлантике, и в Африке, и в Тихом океане. В российской зоне Дальнего Востока происходит такой же отбор, хотя и с лагом в 10–15 лет по сравнению с Северной Атлантикой. Методы лова сейчас эффективны, предприятия добывают очень много. Поэтому неизбежно вылавливается рыба медленная, а также склонная сбиваться в плотные скопления. И рыба вынуждена менять свое поведение. Остаются размножаться те особи, которые быстрее движутся и если сбиваются в скопления, то в более разреженные. Не в полуметре друг от друга, а в трех-пяти метрах. Чтобы добывать такую рыбу, приходится увеличивать размер орудий лова. Поэтому на Дальнем Востоке сейчас стала популярна «Атлантика-2200», показавшая очень хорошую уловистость на разреженных скоплениях. Аналогичную тенденцию мы наблюдаем в Северной Атлантике. Но здесь уже в ходу тралы с периметром 2600 метров. Траления делают затяжными, по 10–11 часов. Я хочу отметить, что средний уровень квалификации рыбаков растет по всей стране. И на Дальнем Востоке, и на Севере, и на других бассейнах. Об этом говорят растущие в целом среднегодовые уловы России. Сравните то, сколько вылавливают в последние годы с тем, сколько добывали, скажем, 10–15 лет назад. Мы рады, что вклад в общее дело вносят и наши «Атлантики». — Рассчитываете ли вы расширять объемы продаж? — Да, во всяком случае, на российском рынке и на рынках дружественных стран. Нам есть куда двигаться дальше. Мы начали работать в Мурманске, продолжаем во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. А если говорить о Северной Атлантике, то на лове окуня мы полностью вытеснили с российского рынка иностранных производителей. Российские компании вели добычу этой рыбы тралами «Глория» еще с 1990-х годов, и никому не удавалось их перевооружить. Но в прошлом сезоне осенью мы поставили для «Группы ФОР» на лов окуня тралы из наших высококачественных материалов. В результате эффективность лова выросла почти на 20% в среднем, это небывалое явление для такого специфического объекта промысла. — Вы упомянули об экспорте на рынки дружественных стран… — За нами традиционно остаются Марокко, Мавритания, Ангола, Намибия, Южная Африка. Отгрузки промыслового вооружения туда как шли, так и идут. В этом году мы вновь были представлены на рыбохозяйственной выставке Salon Halieutis в Марокко. Результат — загрузка производства на месяц новыми заказами. ОБУЧЕНИЕ — По поводу квалификации рыбаков: пять лет назад компания «Фишеринг Сервис» восстановила гидролоток в Калининграде. С тех пор он используется как для тестирования и разработок новых моделей промыслового вооружения, так и для повышения квалификации промысловых специалистов. Как продвигается учеба? — Руководители компаний все чаще и чаще присылают к нам на обучение своих специалистов. С начала этого года и до конца мая мы провели уже шесть обучающих семинаров. Много приезжает промысловиков с Дальнего Востока. Мы к этому очень хорошо относимся, потому что те знания, которые мы даем, специалисты промысла самостоятельно получить не могут. А у нас в программу обучения входит два дня занятий в гидролотке, когда промысловики могут свободно общаться с нашими специалистами технологической группы, которые строят тралы. Здесь разбираются все нештатные ситуации, возникающие при добыче, подыскиваются ответы на сложные вопросы. Это серьезно увеличивает уверенность промысловиков. РАЗРАБОТКА ТРАЛОВ — Продолжает ли «Фишеринг Сервис» разработку новых орудий лова? — Это непрерывный процесс. Мы совершенствуем уже существующие модели — по заявкам рыбаков либо в качестве реагирования на меняющиеся тенденции на промысле. В основном сейчас ведется работа над сетными частями тралов. Далеко не первый год мы используем для моделирования искусственный интеллект. ИИ анализирует отличие одной модели от другой и рекомендует, что надо усовершенствовать. Помогает найти баланс в конструкции. Наиболее эффективно работают те орудия лова, где соблюден баланс между канатной и сетной частью. Искусственный интеллект и помогает нам найти этот баланс. Важнейший фактор — это скорость потока внутри орудия лова. Для эффективной работы принципиально важно сохранить скорость воды внутри трала как можно ближе к той, что снаружи. Рыба внутри трала плывет головой вперед — в том же направлении, куда движется орудие лова. Потихоньку уставая, рыба скатывается в траловый мешок. При неправильной конструкции трала внутри него появляется зона, где скорость потока воды падает — вода плохо выходит сквозь ячеи, поток замедляется. Скажем, если судно буксирует трал со скоростью четыре узла, то внутри трала скорость тоже должна быть четыре узла. Но если внутри скорость потока будет один-два узла, то рыба будет останавливаться и пытаться выходить. В таком случае она спокойно начинает двигаться против потока, пытается пробраться сквозь ячею, появляется объячейка. Мы с использованием ИИ проводили исследования скорости потоков в орудиях лова и сейчас имеем самые передовые и надежные знания в этой области. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ПРОМЫСЛЕ — Какие направления в рыбодобыче считаете перспективными? — Я думаю, что в ближайшем будущем нас ждет расширение использования ИИ в промысловой деятельности. Так, в настоящее время в нашем гидролотке группа преподавателей, аспирантов и студентов Калининградского государственного технического университета (КГТУ) под руководством проректора по отраслевой научно-методической деятельности Александра Алексеевича НЕДОСТУПА проводит испытания системы траления с использованием ИИ. На материалах этой работы сейчас защищаются две кандидатские диссертации. Первоначально мы, как практики, относились к этой идее с некоторым скепсисом, однако позднее пришли к выводам, что в дальнейшем их наработки рыбаки смогут использовать в деле. Идея заключается в том, что ИИ должен координировать работу всех важных узлов на промысле — навигационного и промыслового оборудования, двигателя, лебедки, гидравлики. По замыслу, штурман должен будет довести судно до района промысла, отдать трал и дальше доверить добычу ИИ. Практика тралений с использованием ИИ позволит уменьшить нагрузку на штурманов и существенно повысит эффективность лова. Дело в том, что искусственный интеллект обладает абсолютной памятью. Он будет анализировать свои успешные и неуспешные заходы на косяки, настройки и все остальное. И делать оптимальный выбор. — На транспортном флоте вовсю идет работа по внедрению безэкипажных, полностью автономных судов. Некоторые уже успешно эксплуатируется. Я правильно понимаю, что в нашем случае речь не идет о том, чтобы промысловые суда работали вообще без экипажа? — Пока что этого не предполагается. Невозможно отказаться от палубной команды, потому что нет и не будет технологий автоматического отключения траловых досок, срочного ремонта орудий лова на борту и многих других действий, которые выполняют промысловики в ручном режиме. Пока речь идет о том, чтобы разгрузить штурманов на промысле. — Что показали испытания в гидролотке? — В гидролотке все уже нормально отработано. Сейчас мы выделили порядка трех-четырех тонн материалов для изготовления тралов побольше для натурных испытаний на Виштынецком озере, где находится научно-исследовательская база Калининградского технического университета. Рекламодатель — ООО «Фишеринг Сервис» 236039, г. Калининград, ул. Багратиона, 119-1 тел.: + 7 (4012) 63-10-40 e-mail: office@fishering.com https://www.fishering.com Реклама
Добавить комментарий